Эзотерика
Слово «эзотерический» переводится с греческого как «внутренний, скрытый» и имеет отношение к знанию, закрытому от непосвященных. Противоположностью является экзотерическое, открытое, знание, доступное для всех, и, как неизбежное следствие, максимально упрощённое.
Если рассматривать знания, информацию только из этого определения, то может получиться курьез, когда информацию, составляющую государственную тайну и доступную только «посвященным», имеющим соответствующий уровень доступа, можно будет с полным правом считать эзотерической. На самом деле это не так. Давайте разбираться.
Существительные эзотерика, эзотеризм появились в 1828 году в книге Жака Материя «История критики Гностицизма». Эзотерическими стали называться альтернативные доминирующему христианству, религиозные и философские группы, которые появились как минимум в эпоху Возрождения, а после эпохи Просвещения получили возможность в открытую появляться в социальном поле. Елена Блаватская популяризовала термин эзотерика в 1875 году.
То есть эзотерика, это знание, представляющее альтернативную христианству концепцию и вынужденное скрываться, в первую очередь от представителей доминирующей религии. Именно поэтому многие исследователи эзотерики вводят понятие Западного эзотеризма, ибо на Востоке не было столь серьезного преследования инакомыслия как в Европе.
История западной эзотерики началась еще в античности. В истории Древней Греции была очень интересная традиция и называлась она — мистерии.
Мистерии — это ритуальные действия, посвященные богам, зачастую с элементами театрализованных представлений. Что именно происходило на мистериях нам неизвестно. Древние авторы указывают на огромную роль и важность участия в мистериях, но связанные клятвой о неразглашении, зачастую подтвержденной чем-то более весомым, не рассказывают о том, что там происходило. Поэтому, мы можем описывать мистерии только снаружи, без понимания их сути. Мистерий было много. Одними и самых знаменитых были Элевсинские Мистерии, посвященные Деметре. И вот тут мы сразу встречаем несколько уровней посвящения. К участию в этих мистериях не допускались убийцы и люди, не знающие греческий язык, то есть варвары. Убийцы могли посетить другие мистерии, например Самофракийские где был ритуал очистки от этого греха или Критские, к участию в которых допускались все.
Желающий посетить мистерии, сперва проходил обучение у учителя мистерий — мистагога и допускался к малым мистериям. При этом от обучения могли и отказать, римский император Нерон неоднократно просился в ученики и каждый раз получал отказ.
После обучения человек допускался к малым мистериям, проводившимся в феврале. По их окончании участник считался «мистом» (посвященным) и мог быть допущен к Большим мистериям, праздновавшимся в сентябре.
Участники Больших мистерий также разделялись на несколько уровней.
- Посвященные, которые первый раз участвовали в мистерии
- Уже участвовавшие в мистериях хотя бы один раз
- И те, кто достиг Эпопеи (созерцания), познавшие секреты величайших тайн Деметры. Только они могли стать мистагогом — обучающим новичков.
Элевсинские мистерии проводились около двух тысяч лет и были прекращены в 392 году указом императора Феодосия в рамка борьбы с язычеством.
Мистерии были известны по всей Ойкумене и уровни допуска к ним определялись только готовностью участника к тому, что будет в них происходить на каждом из этапов самой мистерии. Это еще не было эзотерикой, в современном понимании этого термина, но зерна ее проросли именно из мистерий.
Во времена расцвета римской империи в первые века нашей эры, благодаря глобализации под сенью легионов императора и веротерпимости империи, объединяющей многие народы, стали происходить определенные социокультурные изменения. Из синтеза религиозных и культурных традиций Греции, Египта, Леванта, Вавилона и Персии родились первые философские направления, ставшие прародителями эзотеризма.
Это были гностики, считавшие, что божественный свет был заключен в тюрьму физического мира злым существом — Демиургом и помогающими ему демоническими сущностями — архонтами. Гностическая вера призывала людей, наполненных божественным светом, достичь определенного состояния сознания — гнозиса и таким образом сбежать из тюрьмы физического мира и воссоединиться с божественным источником. Это направление родилось в Палестине и имело очень сложные отношения с христианством.
Другое направление это герметизм, основанное на трудах философа Гермеса Трисмегиста. Во втором — третьем веке нашей эры появились первые труды, приписываемые Трисмегисту, в которых он обсуждал истинную природу Бога, подчеркивая, что человек должен превзойти мирские желания и рациональные мысли, чтобы духовно соединиться с божественным и впоследствии воплотиться в духовном теле нематериального света.
Третье направление Неоплатонизм, переосмысление идей Платона. Это направление имело много авторов, включая философов Порфирия, Плотина, Ямвлиха. Задачей также ставилось возвращение к божественному плану, путем последовательных трансформаций сквозь разные сферы бытия.
После воцарения христианства как единственной веры, что западной, что восточной римской империи, с инакомыслием во многом было покончено. В средние века эзотеризм сохранился только на Ближнем Востоке и исподволь проявлялся на пограничных европейских территориях юга Испании, Италии и на Сицилии. Однако крестовые походы пробили европейцам не только доступ к Гробу Господнему, но и познакомили их с передовыми направлениями тогдашней философской мысли. В Европе с Востока появляется алхимия, имеющая в основе своей идеи герметизма. Тогда же появляется и знаменитый орден Тамплиеров, ядро которого, по мнению многих исследователей, имело сильное влияние гностических идей.
В эпоху Возрождения ряд европейских мыслителей стали синтезировать языческие, то есть не христианские философии с христианской мыслью и еврейской каббалой. Самым ранним из них был византийский философ Плетон. Именно благодаря знакомству с Плетоном, флорентийский правитель Козимо Медичи организовывает знаменитую Платоновскую академию, мозговой центр по исследованию не христианской философии. Руководителем Академии становится Марсилио Фичино (1433 — 1499), который не только переводит на латынь труды Платона, неоплатоников Плотина, Ямвлиха и других и наинает переводить тексты Гермеса Трисмегиста, а также, как уже доказано, именно Фичино является автором Марсельского Таро.
Пико де Мирандола, синтезируя идеи востока и запада пытается создать христианскую каббалу, соединяя кетеры дерева Сефирот с христианскими концепциями Троицы, Воскресения Иисуса и Его Искупления. Это очень не понравилось папе Инокентию VIII, однако через несколько этапов осмысления другими авторами, данная идея, как ни странно, привела к революции мироустройства Коперника.
В Германии зарождается Натурфилософия, одним из основателей которой является Парацельс, считавший, что тогдашний подход к медицине, базирующийся на трудах Галена, врача второго века нашей эры, явно устарел. Парацельс оспаривал труды Галена, черпая вдохновение в библейских писаниях и наблюдениях за природой, а также в алхимии и народной, языческой, магии. Ну, а сейчас, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный нам под кличкой Парацельс, заслуженно считается основателем современной медицины, химии и фармакологии.
Во те времена эзотерики двигались на острие зарождающейся науки. Стремление к познанию, стремление выйти за пределы догматического религиозного мировоззрения приводило к тому, что открывались новые аспекты окружающей реальности, появлялись описания этого мира, формировалась наука. Доходило и до курьезов, когда Ньютона обвиняли в оккультизме, ибо гравитация это ни что иное как передача воздействия на расстоянии. Ну, а потом как в сказке Шварца, наука, победившая в итоге дракона религиозного мировоззрения, сама стала драконом и сейчас никак не выбирает исследовать хоть что-то, что выходит за рамки академических догм.
В 1616 году, после публикации трех манифестов Кристиана Розенкройца, появляется орден Розенкрейцеров, базирующийся в основе своих подходов на философии герметизма.
В конце 16 века в Шотландии гильдия каменщиков произвела революционную трансформацию, начав принимать в свои ряды людей не по профессии, а по разделяемым эзотерическим ценностям и убеждениям. Здания строить они перестали, но известность и влияние масонов (каменщиков в переводе) стала расти век от века.
С течением времени, чем больше социум и правительства секуляризировались, выходя из-под давления церковных догматов, тем более открыто начинали действовать эзотерические общества и отдельные люди, печатались книги. 19 век можно по праву назвать не только веком пара и электричества, но и веком эзотерики. Елена Блаватская и Теософское общество, Элифас Леви и доктор Папюсь, Орден Золотой Зари, Артур Уайт, Алистер Кроули и многие другие писали книги, пытались найти взаимосвязи между проявленным и тонким миром.
Появлялась и оформлялись определения того, что века до этого назывались магией, ересью и прочим мракобесием. И так же росло понимание, что эзотерика и оккультизм нельзя делать общедоступной информацией. Как минимум не поймут, как максимум исказят и извратят суть. Поэтому эзотерика все больше становилась уделом аристократии, как родовой, так и финансово-промышленной.
Элифас Леви в 1850х годах популяризовал понятие оккультизм (от латинского occultus — скрытый, тайный), как определение, связывающее разные тайные дисциплины, такие как магия, алхимия, астрология, гомеопатия и тому подобное. Оккультизм определяли как третий путь, между религией и наукой, как способ познания мира с учетом эзотерических традиций древности, средневековья и Ренессанса. Поэтому долгое время термины оккультизм и эзотерика считались синонимами, базирующимися на разных очагах эзотерической мысли. Оккультизм — французский подход, эзотерика — английский. Современные исследователи эзотерики останавливаются на том, что оккультизм — это одно из составляющих эзотерики, часть ее, родившаяся в 19 и начале 20 века.
С начала 20 века в Институте Варбурга в Лондоне и в парижской Сорбонне начинается академическое изучение эзотерики, сперва, как части истории философской мысли, положившей начало современной науке, а в последствии, со второй половины 20 века и с практическими целями.
Что же представляет из себя эзотерика при всем многообразии форм ее проявления?
По мнению Антонио Фейвра, современного исследователя эзотерики, существует шесть фундаментальных характеристик, для определения западного эзотеризма. При этом первые четыре — внутренние, которые жизненно важны для определения чего-либо именно как эзотерического, а две — вторичные, которые присутствуют не в каждой форме эзотерики:
- «Соответствие». Это идея о том, что между всеми вещами во вселенной существуют как реальные, так и символические соответствия. В качестве примера можно привести знаменитое утверждение герметизма — что наверху, то и внизу, так и астрологическую идею, что планеты имеют прямое влияние на поведение человека
- «Мир живой». Все эзотерики предполагают, что вселенная наполнена собственной жизненной силой и сила это сложная, множественная и иерархическая
- «Воображение и посредничество». Эзотерики уделяют большое внимание как воображению, в виде желаний, мыслеформ и т.п, так и посредничеству, когда с помощью ритуалов, мандал, мантр и медитации обеспечивается доступ к мирам и уровням реальности, что существуют между материальным миром и божественным
- «Опыт трансмутации». Только через фундаментальное преобразование себя, практиками, духовным совершенствованием можно получить доступ к инструментам и состояниям, влияющим на реальность.
- «Практика согласования». Вторичная характеристика эзотеризма. Это убеждение, которого придерживались многие эзотерики, что существует фундаментальный объединяющий принцип, из которого проистекают все мировые религии и духовные практики, и что, достигнув оного, все религии могут быть объединены в единстве
- «Практика передачи». Еще одна вторичная характеристика, ставящая акцент на передачу эзотерических учений и секретов от мастера к ученикам в процессе инициации.
В настоящее время эзотерика все больше проникает в современное мышление. Это происходит и через новые направления в области психологии, и благодаря появлению более современных эзотерических моделей, которые транслируются современными эзотерическими школами и отдельными авторами-исследователями. Мы живем в удивительном мире, в котором информация становится все более доступной, а у людских сообществ все больше возможности проявить себя и найти единомышленников.
В завершении статьи хочу процитировать профессора Ханеграафа, члена Академии наук Нидерландов: «Эзотерику нужно изучать как отдельную область религии, философии, науки и искусства, потому что, хотя она „участвует во всех этих областях“, она не вписывается ни в одну из них».
Автор статьи Андрей Котельников